Курсанты Сахалинского высшего морского училища им. Т.Б. Гуженко прошли по маршруту героев-освободителей южного Сахалина.
Этот краеведческий поход организаторы мероприятия – сотрудники отдела культурно-воспитательной работы училища, выстроили по пути следования штурмовой группы под командованием Бориса Николайчука, которая в далеком 1945 году, в составе советской армии, освободила юг Сахалина от японских милитаристов.

Право стать участниками этого похода получили лучшие – победители игры по командообразованию для первокурсников «Все под Андреевский флаг!» и курсанты второго курса, выигравшие брей-ринг, посвященный русской тельняшке. Поход был спланирован по маршруту: ж\д станция им. Б. Николайчук – «Чертов» мост.
Первая остановка – на вершине перевала, ведущего к ж\д станции им. Б. Николайчук. Не сделать фото на память было нельзя. Ведь отсюда открывается чудесный вид на один из красивейших водоемов Холмского района – озеро Тайное.

С одной стороны озеро Тайное окаймляют сопки, с другой – железнодорожная «узкоколейка» – японское наследие этих мест.

Заехав в, одноименный с ж\д станцией им. Б. Николайчук, посёлок, участники похода поспешили отдать дань памяти советским воинам, павшим здесь во время военной операции по освобождению юго-западной части острова.

Сотрудник центра патриотической подготовки Сахалинского высшего морского училища им. Т.Б. Гуженко Светлана Жбанова рассказала курсантам о том, что боевые действия тогда здесь вела 113-я отдельная стрелковая бригада. Десантники, высадившись в порту Маока утром 20 августа, к 16 часам овладели городом. И уже на следующий день, 21 августа бригада продолжила наступление вглубь острова. В районе Чертова моста одна из штурмовых групп, которую возглавлял Борис Николайчук, встретила упорное сопротивление японцев. Младший сержант Николайчук, в честь которого в 1946 году была названа эта, близлежащая к мосту платформа, умело руководил орудийным расчетом. Он подавил несколько огневых точек противника, но, получив пулевое ранение в руку, а потом осколочное от японского гранатомета, погиб. Подвиг героя почтили минутой молчания.

А впереди нелегкий путь к «Чертову» мосту. Участникам похода пришлось преодолеть подъем высотой почти 50 метров по отвесной возвышенности, опираясь лишь на веревочные перила.

Далее – почти пять километров по рельсам и шпалам.

Каждый из них, будучи курсантом Сахалинского высшего морского училища им. Т.Б. Гуженко, знает и исполняет запрет на хождение по железнодорожным путям. Но здесь – исключительный случай.

Этот участок железной дороги с 1994 года закрыт для движения поездов. Сейчас это пешеходный переход для тех, кто решил пощекотать себе нервы и подняться на один из высоких железнодорожных мостов Сахалина.

«Чертов» мост был построен еще японцами, в 1928 году. С конца 40-х находился в составе железнодорожной линии Южно-Сахалинск – Поляково, как составляющая железнодорожного перегона Николайчук – Камышёво-Сахалинское.


Мост представляет собой сложное инженерное сооружение. Поезд проезжал по железной дороге (со стороны Холмска) через два тоннеля, выезжал почти на самую вершину сопки и проходил по «Чёртову мосту» над входом в нижний тоннель. Отсюда открывался вид на железную дорогу внизу.

Но прежде чем увидеть железную дорогу, участники похода поднялись на сам мост по лестнице, высота которой 41 метр. Установленный километраж моста: 74 км.



Спускаться было решено через туннели. Там темно и сыро, но участникам похода было интересно пройти этот путь.


В этих бетонных сводах гулко отдается каждый шаг, мелькают полутени, а воображение рисует картины прошлого – ожесточенных боев солдат советской армии, здесь, на крайних восточных рубежах нашей великой Родины — России – за земли нашей малой родины – Сахалина.
