История

МАЛЕНЬКИЙ ФИЛИАЛ С БОЛЬШОЙ ИСТОРИЕЙ

1_24

Сахалинское высшее морское училище им. Т. Б. Гуженко филиал МГУ им. адм. Г. И. Невельского отметило тройной юбилей: 67 лет со дня образования высших и средних мореходных училищ страны, 62 лет со дня перебазирования училища из Николаевска-на-Амуре в Холмск и переименования его в Сахалинское мореходное училище, семь лет со дня присоединения к Морскому государственному университету и присвоения статуса его филиала. Так с чего же все начиналось?

У истоков русского морского образования на Дальнем Востоке лежит Указ царя от 10 мая 1730 года, которым было объявлено об учреждении Охотского порта на месте зимовья, основанного Иваном Москвитиным и его казаками в 1647 году. Руководить портом был назначен бывший начальник Морской Академии Скорняков-Писарев. Горд и порт был заложен в 1731 году.

Вероятно, начальник порта Скорняков-Писарев с первых шагов своей деятельности вынашивал мысль об организации на дальнем Востоке морского учебного заведения. В инструкции Сибирского приказа говорилось.» «В Охотске хотя бы народную школу открыть не для одной грамоты, но и для навигации».

Охотская навигационная школа открылась в 1740 году, положив начало морскому образованию на Дальневосточных рубежах России. Через год в ней обучался 21 человек. В конце 1 8 века Охотская навигационная школа пришла в упадок, и только благодаря усилиям капитан-лейтенанта И. Бухарина, направленного из Петербурга, удалось ее привести в «надлежащее совершенство, дабы из оной могли… в случае нужды купеческие российско-американские компании снабжаемы быть добрыми штурманами, сведущими о здешних морях и реках во всей их подробности».

Охотская навигационная школа выпустила с 1818 по 1831 гг. одного штурмана, десять штурманских помощников, двенадцать писарей и баталеров.

Во время Крымской войны, в августе 1854 года, воспитанники Охотского штурманского училища (так стала называться школа) вместе с гарнизоном Петропавловска и экипажами кораблей геройски отбивали десанты с англо-французской эскадры.

С 1730 года в течение 125 лет Охотский морской порт был основной базой для русского флота на Дальнем Востоке.

1_23

В 1847 году Невельской Геннадий Иванович был назначен командиром транспорта «Байкал», который в 1848 году был послан из Кронштадта на Дальний Восток для гидрографического обследования восточных берегов России.

Летом 1850 года двухмачтовый транспорт «Байкал» под командованием капитан — лейтенанта Г. И. Невельского вошёл в Амурский лиман у мыса Куегда, здесь и был основан пост Николаевск. В зиму 1854-55 годов в Николаевском уже проживали 820 человек. Были построены казармы, три офицерских флигера, 12 частных домов, магазины.

С организации этого поста началась новая глава в истории российского мореходства на Дальневосточных морях.

Г. И. Невельской продолжал исследование Дальнего Востока до 1855 года. Он доказал, что Сахалин является островом; обследовал низовья реки Амур, Татарский пролив; составил описание западных берегов Камчатки и Сахалина, восточных берегов Охотского моря; основал в 1853 году посты в заливе Императорская гавань (Советская гавань) и на юге Сахалина. Город Невельск назван в честь его имени. Работы и исследования Г. И. Невельского имели большое значение и для науки, и для развития экономики и формирования политики России на Дальнем Востоке.

Сподвижником Г. И. Невельского, внесшим свой личный вклад в географические исследования и открытия, был старший офицер транспорта «Байкал» Пётр Васильевич Казакевич.

П. Казакевич после плавания на транспорте «Байкал» был офицером для особых поручений при военном губернаторе Восточной Сибири, а затем стал губернатором вновь образованной Приморской области Восточной Сибири и командиром (начальником) портов Восточного Океана.

Благодаря инициативе, настойчивой деятельности Г. И. Невельского, П. В. Казакевича и генерал — губернатора Восточной Сибири Николая Николаевича Муравьёва-Амурского в г. Николаевске в 1855 году было открыто первое на Дальнем Востоке Николаевское-на-Амуре морское училище, откуда и берет своё начало наше морское училище. В 1856 году в журнале «Морской сборник» № 4 публикуется отчет о работе Николаевского морского училища за 1855 год. (Этот год считается годом основания Николаевского морского училища)

О перебазировании Охотского морского учебного заведения в Николаевск-на-Амуре и определении ему нового названия свидетельствует официальное сообщение Управляющего Морским Министерством генерал-адьютанта Н. Краббе о производстве воспитанника Степана Макарова вместо звания кондуктора в гардемарины. В нём есть такой абзац: «…Называемое ныне Морское училище Приморской области Восточной Сибири была прежде Охотская школа, не имевшая никакого положения. Воспитанники этой школы, окончившие курсы наук, удостаиваемые были в кондукторы корпуса штурманов». Генерал-адъютант Н. Краббе 9 июля 1867 г. (ЦГА ВМФ СССР Фонд 283, Опись5, дело 101, лист 23).

1_66Большой личный вклад в становление молодого учебного заведения вложил его первый начальник, известный гидрограф, полковник корпуса флотских штурманов Бабкин Василий Тимофеевич.

Несомненно, ярким событием в истории Николаевского-на-Амуре морского училища является то, что в 1865 году его с отличием окончил Степан Осипович Макаров, будущий вице-адмирал, командующий российским флотом в Русско-Японской войне 1904—1905 гг. Во время учебы в училище С. О. Макарова в нем безвозмездно преподавали науки офицеры и рядовые 27-го флотского экипажа Сибирской флотилии.

Таким образом, сложились исторические обстоятельства продолжения работы первого на Дальнем Востоке морского учебного заведения на новых местах под другими названиями.

К моменту образования Николаевского морского училища ему было уже 118 лет. В последующие годы оно именовалось: «Морское училище портов Восточного океана», «Морское училище Приморского Края», «Сибирское морское училище», «Николаевское штурманское училище», «Николаевский морской техникум».

В первые годы своего существования Николаевское-на-Амуре мореходное училище готовило командные кадры в основном для военно-морского флота России. Его выпускники много сделали для укрепления мощи русского военно-морского флота на Дальневосточных рубежах. Одним из наиболее одарённых выпускников был прославленный русский флотоводец, океанограф, кораблестроитель, руководитель двух кругосветных плаваний в 1886-1889 и в 1894-1896 годах вице-адмирал Макаров Степан Осипович, который, командуя Тихоокеанской эскадрой, героически погиб в 1904 году на броненосце «Петропавловск» во время русско-японской войны. За годы своей жизни С.О. Макаров:

    • ●  разработал тактику броненосного флота; исследовал проблемы непотопляемости и живучести кораблей;
    • ●  положил начало созданию миноносцев и торпедных катеров; во время русско-турецкой войны в 1877-1878 годах осуществил эту идею, проведя ряд успешных атак с помощью шестовых мин;
    • ●  впервые использовал самодвижущуюся мину-торпеду Уайтхеда;
    • ●  провел гидрологические работы в проливе Босфор и опубликовал книгу «Об обмене вод Чёрного и Средиземного морей», удостоенную премии российской Академии наук;
    • ●  изобрел бронебойные наконечники для артиллерийских снарядов; в конце 1904 года командовал эскадрой в Средиземном море, которая совершила своё второе кругосветное плавание;
    • ●  выдвинул идею ледокольного флота и руководил строительством ледокола «Ермак», на котором он совершил арктическое плавание в 1899 и 1901 годах.

Постановлением Государственного Комитета Обороны СССР № 5311 от 5 марта 1944 года морской техникум был переименован в Николаевское-на-Амуре мореходное училище.

1_32В соответствии с приказом Министерства высшего и среднего специального образования СССР №9/т от 9 ноября 1948 года «О перебазировании в 1949 году мореходного училища из Николаевска-на-Амуре в город Холмск», 400 курсантов, 30 преподавателей и комсостав училища вместе со всем оборудованием, мебелью, книжным фондом переехали на Сахалин в город Холмск. Оно получило название — Сахалинское мореходное училище имени адмирала Макарова и просуществовало в этом статусе 55 лет. В мае 2004 года по решению Правительства РФ в целях создания укрупненного комплекса по подготовке специалистов и научной работе на морском транспорте Сахалинское мореходное училище было присоединено к Морскому государственному университету и стало его филиалом.

Слава и честь училища — это прежде всего его выпускники. За годы своего существования наше училище подготовило более 12000 квалифицированных морских командных кадров, которые много сделали для становления и развития морского транспорта на Дальнем Востоке и Севере России. Подавляющее количество выпускников получило квалификации штурманов, судоремонтников, гидротехников, механизаторов, электромехаников, специалистов по управлению морским транспортом и по эксплуатации портового и служебно-вспомогательного флота.

Более 800 выпускников училища были награждены Правительственными наградами, а Былков Василий Степанович и Чернеев Анатолий Александрович были удостоены высокого звания Героя Социалистического труда.

Среди выпускников училища: бывшие президент ОАО «СахМП» Я. Алегитпинов, начальник Сахалинского морского пароходства, заместитель министра морского флота Г. Колесников, начальник Дальневосточного морского пароходства В. Бянкин, начальник Камчатского морского пароходства В. Кулагин.

Выпускник Анатолий Козлов только за время учёбы в училище стал мастером спорта международного класса по тяжёлой атлетике и установил пять мировых рекордов. В 1978 году в Г. Штутгарте он стал чемпионом Мира.

30 декабря 2008 года по инициативе Федерального агентства морского и речного транспорта РФ, с целью увековечения имени бывшего министра морского транспорта, филиал был переименован в Сахалинское высшее морское училище имени Т. Б. Гуженко филиал МГУ им. адм. Г. И. Невельского. Тимофей Борисович Гуженко в 50-е годы был начальником Сахалинского морского пароходства.

В статье использованы архивные материалы М. Я. Фрадкова — директора музея Сахалинского мореходного училища им. адмирала С. О. Макарова, архивные документальные данные из Центрального Государственного Архива Военно-морского флота СССР (фонд 909, опись 1, дело 635; фонд 17, опись 1, дело 261; фонд 283, опись 5, дело 101; фонд 162, опись 1, дело 698; фонд 410, опись 2, дело 1711; фонд 17, опись 1, дело 264; фонд 283, опись5, дело 101, лист 23).

Л. В. Захарина


1_75

1_87


Сахалинское мореходное училище по праву считается старейшим учебным заведением на Дальнем Востоке.

001Его славная история началась в 1855 году, когда в г. Николаевске-на-Амуре было основано Морское училище портов Восточного Океана.

А находится оно в городе Холмске, Сахалинской области. В 50-х годах XIX века на месте нынеш­него Холмска располагалось айнское поселение Маука. По данным участ­ника Амурской экспедиции Н.В. Рудановского, посетившего Мауку в начале 1854 года, это было самое большое туземное селение на юге Сахалина. Здесь насчитывалось более 40 юрт, в которых проживало 700 айнов.

Название «Маука» по айнско-русскому сло­варю М.М. Добротворского, изданному в 1875 году, переводится как «холмы, поросшие ши­повником».

Вариант этого названия – «Маока» также означает расположение селения на холмах.

В полдень 21 мая 1870 года со шхуны «Восток» немного севернее айнского посе­ления были высажены на берег девять солдат и один унтер-офицер 4-го Восточно- Сибирского линейного батальона. Они ос­новали военный пост Маука, образо­ванный для охраны юго-западного побе­режья Сахалина в соответствии с услови­ями Симодского договора, заключенного между Россией и Японией в феврале 1855 года. По данным археологов, пост распо­лагался несколько восточнее нынешней центральной площади Холмска, в районе средней школы №1.

Благодаря развитию рыбных промыслов на юге Сахалина Маука постепенно раз­расталась, вокруг туземного стойбища и постовых построек появлялись новые дома. В конце 1870-х годов русский ку­пец Я.Л. Семенов организовал здесь заго­товку леса, добычу морской капусты и тре­панга, промысел пушного зверя, лов рыбы, на­чал торговать с соседними странами.

В 1890 году, в период сахалинского путе­шествия А.П. Чехова, в Мауке насчитывалось 33 русских оседлых хозяйства, а в 1902 году даже открылась школа.

За время колонизации юга Сахалина япон­цами (1905-1945) уезд Маока заметно преоб­разился. Был образован порт, проложены шоссейные и железные дороги, проведен во­допровод, установлена телефонная связь, вы­строена бумажная фабрика, активно велась добыча угля, рыбы и морепродуктов, разви­валось сельское хозяйство. В 1922 г. Маока официально получила статус города. К 1945 году в ней проживали 11690 человек.

0220 августа 1945 года в Маоке высадился советский десант. Бой был коротким, но ожесточенным: многие здания в городе были сожжены и разрушены, лишь через полтора года были завершены восстанови­тельные работы.

В июне 1946 года Маока была переимено­вана в Холмск, а в мае 1947 город стал са­мостоятельной административной единицей областного подчинения.

В настоящее время г.Холмск – небольшой портовый город на Сахалине. Он является вторым по величине городом Сахалинской области.

12 апреля 1973 года холмчане встретили первый дизель-электроход «Сахалин – 1», который привел к сахалинским берегам капитан В.С.Былков,  выпускник училища, Герой Социалистического Труда. И с тех пор Холмск стали называть морскими воротами Сахалина. Паромная переправа Холмск-Ванино соединила остров с материком.

В Холмске есть такие предприятия, как  Сахалинское морское пароходство, морской торговый порт, Сахалинский западный морской порт. Здесь курсанты проходят производственную и плавательную практику и после окончания училища могут работать на этих предприятиях.

О.Н. Скальская

03


04


05


06


08


09


_04(1)


Sakura_1

Уважаемый посетитель.

С 1 Июля 2017 года вступают изменения в закон 152-ФЗ
«О персональных данных»

Нажимая на кнопку продолжить вы соглашаетесь с правилами обработки данных на данном сайте. Со всеми правилами вы можете ознакомится по ссылке.