A SMALL BRANCH WITH A LONG HISTORY
Sakhalin Higher Maritime School named after T.B. Guzhenko branch of Moscow State University adm. G.I. Nevelskoy celebrated a triple jubilee: 67 years since the founding of higher and secondary nautical schools of the country, 62 years since the relocation of the school from Nikolaevsk-on-Amur to Kholmsk and renaming it into the Sakhalin Naval School, seven years from the date of joining the Marine state university and assignment of the status of its branch. So where did it all start?
At the origins of Russian maritime education in the Far East lies the Tsar’s Decree of May 10, 1730, which announced the establishment of the Okhotsk port on the site of the winter quarters, founded by Ivan Moskvitin and his Cossacks in 1647. The former head of the Maritime Academy Skornyakov-Pisarev was appointed to manage the port. The town and port were founded in 1731.
Probably, the head of the port, Skornyakov-Pisarev, from the very first steps of his activity, nurtured the idea of organizing a maritime educational institution in the Far East. The instructions of the Siberian Order said: «In Okhotsk, at least a public school should be opened not only for literacy, but also for navigation.»
The Okhotsk navigation school was opened in 1740, laying the foundation for maritime education on the Far Eastern borders of Russia. A year later, 21 people studied there. At the end of the 18th century, the Okhotsk navigation school fell into decay, and only thanks to the efforts of Lieutenant-Commander I. Bukharin, sent from St. Petersburg, it was possible to bring it to “proper perfection, so that from it they could … in case of need merchant Russian-American companies supplied to be kind navigators, knowledgeable about the local seas and rivers in all their details. «
The Okhotsk Navigational School graduated from 1818 to 1831. one navigator, ten navigational assistants, twelve clerks and battaliers.
During the Crimean War, in August 1854, the pupils of the Okhotsk Navigation School (as the school began to be called), together with the garrison of Petropavlovsk and the crews of the ships, heroically fought off the landings from the Anglo-French squadron.
From 1730 for 125 years the Okhotsk seaport was the main base for the Russian fleet in the Far East.
In 1847, Gennady Ivanovich Nevelskoy was appointed commander of the transport «Baikal», which in 1848 was sent from Kronstadt to the Far East for a hydrographic survey of the eastern shores of Russia.
Летом 1850 года двухмачтовый транспорт «Байкал» под командованием капитан — лейтенанта Г. И. Невельского вошёл в Амурский лиман у мыса Куегда, здесь и был основан пост Николаевск. В зиму 1854-55 годов в Николаевском уже проживали 820 человек. Были построены казармы, три офицерских флигера, 12 частных домов, магазины.
С организации этого поста началась новая глава в истории российского мореходства на Дальневосточных морях.
Г. И. Невельской продолжал исследование Дальнего Востока до 1855 года. Он доказал, что Сахалин является островом; обследовал низовья реки Амур, Татарский пролив; составил описание западных берегов Камчатки и Сахалина, восточных берегов Охотского моря; основал в 1853 году посты в заливе Императорская гавань (Советская гавань) и на юге Сахалина. Город Невельск назван в честь его имени. Работы и исследования Г. И. Невельского имели большое значение и для науки, и для развития экономики и формирования политики России на Дальнем Востоке.
Сподвижником Г. И. Невельского, внесшим свой личный вклад в географические исследования и открытия, был старший офицер транспорта «Байкал» Пётр Васильевич Казакевич.
П. Казакевич после плавания на транспорте «Байкал» был офицером для особых поручений при военном губернаторе Восточной Сибири, а затем стал губернатором вновь образованной Приморской области Восточной Сибири и командиром (начальником) портов Восточного Океана.
Благодаря инициативе, настойчивой деятельности Г. И. Невельского, П. В. Казакевича и генерал — губернатора Восточной Сибири Николая Николаевича Муравьёва-Амурского в г. Николаевске в 1855 году было открыто первое на Дальнем Востоке Николаевское-на-Амуре морское училище, откуда и берет своё начало наше морское училище. В 1856 году в журнале «Морской сборник» № 4 публикуется отчет о работе Николаевского морского училища за 1855 год. (Этот год считается годом основания Николаевского морского училища)
О перебазировании Охотского морского учебного заведения в Николаевск-на-Амуре и определении ему нового названия свидетельствует официальное сообщение Управляющего Морским Министерством генерал-адьютанта Н. Краббе о производстве воспитанника Степана Макарова вместо звания кондуктора в гардемарины. В нём есть такой абзац: «…Называемое ныне Морское училище Приморской области Восточной Сибири была прежде Охотская школа, не имевшая никакого положения. Воспитанники этой школы, окончившие курсы наук, удостаиваемые были в кондукторы корпуса штурманов». Генерал-адъютант Н. Краббе 9 июля 1867 г. (ЦГА ВМФ СССР Фонд 283, Опись5, дело 101, лист 23).
Большой личный вклад в становление молодого учебного заведения вложил его первый начальник, известный гидрограф, полковник корпуса флотских штурманов Бабкин Василий Тимофеевич.
Несомненно, ярким событием в истории Николаевского-на-Амуре морского училища является то, что в 1865 году его с отличием окончил Степан Осипович Макаров, будущий вице-адмирал, командующий российским флотом в Русско-Японской войне 1904—1905 гг. Во время учебы в училище С. О. Макарова в нем безвозмездно преподавали науки офицеры и рядовые 27-го флотского экипажа Сибирской флотилии.
Таким образом, сложились исторические обстоятельства продолжения работы первого на Дальнем Востоке морского учебного заведения на новых местах под другими названиями.
К моменту образования Николаевского морского училища ему было уже 118 лет. В последующие годы оно именовалось: «Морское училище портов Восточного океана», «Морское училище Приморского Края», «Сибирское морское училище», «Николаевское штурманское училище», «Николаевский морской техникум».
В первые годы своего существования Николаевское-на-Амуре мореходное училище готовило командные кадры в основном для военно-морского флота России. Его выпускники много сделали для укрепления мощи русского военно-морского флота на Дальневосточных рубежах. Одним из наиболее одарённых выпускников был прославленный русский флотоводец, океанограф, кораблестроитель, руководитель двух кругосветных плаваний в 1886-1889 и в 1894-1896 годах вице-адмирал Макаров Степан Осипович, который, командуя Тихоокеанской эскадрой, героически погиб в 1904 году на броненосце «Петропавловск» во время русско-японской войны. За годы своей жизни С.О. Макаров:
-
- ● разработал тактику броненосного флота; исследовал проблемы непотопляемости и живучести кораблей;
- ● положил начало созданию миноносцев и торпедных катеров; во время русско-турецкой войны в 1877-1878 годах осуществил эту идею, проведя ряд успешных атак с помощью шестовых мин;
- ● впервые использовал самодвижущуюся мину-торпеду Уайтхеда;
- ● провел гидрологические работы в проливе Босфор и опубликовал книгу «Об обмене вод Чёрного и Средиземного морей», удостоенную премии российской Академии наук;
- ● изобрел бронебойные наконечники для артиллерийских снарядов; в конце 1904 года командовал эскадрой в Средиземном море, которая совершила своё второе кругосветное плавание;
- ● выдвинул идею ледокольного флота и руководил строительством ледокола «Ермак», на котором он совершил арктическое плавание в 1899 и 1901 годах.
Постановлением Государственного Комитета Обороны СССР № 5311 от 5 марта 1944 года морской техникум был переименован в Николаевское-на-Амуре мореходное училище.
В соответствии с приказом Министерства высшего и среднего специального образования СССР №9/т от 9 ноября 1948 года «О перебазировании в 1949 году мореходного училища из Николаевска-на-Амуре в город Холмск», 400 курсантов, 30 преподавателей и комсостав училища вместе со всем оборудованием, мебелью, книжным фондом переехали на Сахалин в город Холмск. Оно получило название — Сахалинское мореходное училище имени адмирала Макарова и просуществовало в этом статусе 55 лет. В мае 2004 года по решению Правительства РФ в целях создания укрупненного комплекса по подготовке специалистов и научной работе на морском транспорте Сахалинское мореходное училище было присоединено к Морскому государственному университету и стало его филиалом.
Слава и честь училища — это прежде всего его выпускники. За годы своего существования наше училище подготовило более 12000 квалифицированных морских командных кадров, которые много сделали для становления и развития морского транспорта на Дальнем Востоке и Севере России. Подавляющее количество выпускников получило квалификации штурманов, судоремонтников, гидротехников, механизаторов, электромехаников, специалистов по управлению морским транспортом и по эксплуатации портового и служебно-вспомогательного флота.
Более 800 выпускников училища были награждены Правительственными наградами, а Былков Василий Степанович и Чернеев Анатолий Александрович были удостоены высокого звания Героя Социалистического труда.
Среди выпускников училища: бывшие президент ОАО «СахМП» Я. Алегитпинов, начальник Сахалинского морского пароходства, заместитель министра морского флота Г. Колесников, начальник Дальневосточного морского пароходства В. Бянкин, начальник Камчатского морского пароходства В. Кулагин.
Выпускник Анатолий Козлов только за время учёбы в училище стал мастером спорта международного класса по тяжёлой атлетике и установил пять мировых рекордов. В 1978 году в Г. Штутгарте он стал чемпионом Мира.
30 декабря 2008 года по инициативе Федерального агентства морского и речного транспорта РФ, с целью увековечения имени бывшего министра морского транспорта, филиал был переименован в Сахалинское высшее морское училище имени Т. Б. Гуженко филиал МГУ им. адм. Г. И. Невельского. Тимофей Борисович Гуженко в 50-е годы был начальником Сахалинского морского пароходства.
В статье использованы архивные материалы М. Я. Фрадкова — директора музея Сахалинского мореходного училища им. адмирала С. О. Макарова, архивные документальные данные из Центрального Государственного Архива Военно-морского флота СССР (фонд 909, опись 1, дело 635; фонд 17, опись 1, дело 261; фонд 283, опись 5, дело 101; фонд 162, опись 1, дело 698; фонд 410, опись 2, дело 1711; фонд 17, опись 1, дело 264; фонд 283, опись5, дело 101, лист 23).
Л. В. Захарина
Сахалинское мореходное училище по праву считается старейшим учебным заведением на Дальнем Востоке.
Его славная история началась в 1855 году, когда в г. Николаевске-на-Амуре было основано Морское училище портов Восточного Океана.
А находится оно в городе Холмске, Сахалинской области. В 50-х годах XIX века на месте нынешнего Холмска располагалось айнское поселение Маука. По данным участника Амурской экспедиции Н.В. Рудановского, посетившего Мауку в начале 1854 года, это было самое большое туземное селение на юге Сахалина. Здесь насчитывалось более 40 юрт, в которых проживало 700 айнов.
Название «Маука» по айнско-русскому словарю М.М. Добротворского, изданному в 1875 году, переводится как «холмы, поросшие шиповником».
Вариант этого названия – «Маока» также означает расположение селения на холмах.
В полдень 21 мая 1870 года со шхуны «Восток» немного севернее айнского поселения были высажены на берег девять солдат и один унтер-офицер 4-го Восточно- Сибирского линейного батальона. Они основали военный пост Маука, образованный для охраны юго-западного побережья Сахалина в соответствии с условиями Симодского договора, заключенного между Россией и Японией в феврале 1855 года. По данным археологов, пост располагался несколько восточнее нынешней центральной площади Холмска, в районе средней школы №1.
Благодаря развитию рыбных промыслов на юге Сахалина Маука постепенно разрасталась, вокруг туземного стойбища и постовых построек появлялись новые дома. В конце 1870-х годов русский купец Я.Л. Семенов организовал здесь заготовку леса, добычу морской капусты и трепанга, промысел пушного зверя, лов рыбы, начал торговать с соседними странами.
В 1890 году, в период сахалинского путешествия А.П. Чехова, в Мауке насчитывалось 33 русских оседлых хозяйства, а в 1902 году даже открылась школа.
За время колонизации юга Сахалина японцами (1905-1945) уезд Маока заметно преобразился. Был образован порт, проложены шоссейные и железные дороги, проведен водопровод, установлена телефонная связь, выстроена бумажная фабрика, активно велась добыча угля, рыбы и морепродуктов, развивалось сельское хозяйство. В 1922 г. Маока официально получила статус города. К 1945 году в ней проживали 11690 человек.
20 августа 1945 года в Маоке высадился советский десант. Бой был коротким, но ожесточенным: многие здания в городе были сожжены и разрушены, лишь через полтора года были завершены восстановительные работы.
В июне 1946 года Маока была переименована в Холмск, а в мае 1947 город стал самостоятельной административной единицей областного подчинения.
At present, the city of Kholmsk is a small port city on Sakhalin. It is the second largest city in the Sakhalin Region.
On April 12, 1973, the residents of Kholm met the first diesel-electric ship «Sakhalin — 1», which was brought to the Sakhalin shores by Captain V.S.Bylkov, a graduate of the school, Hero of Socialist Labor. And since then, Kholmsk began to be called the sea gate of Sakhalin. Ferry crossing Kholmsk-Vanino connected the island with the mainland.
In Kholmsk there are such enterprises as the Sakhalin Shipping Company, the commercial sea port, and the Sakhalin Western Sea Port. Here the cadets undergo industrial and swimming practice and after graduation can work at these enterprises.
HE. Skalskaya