В Сахалинском высшем морском училище им. Т.Б. Гуженко чтут память легендарных людей, чей труд лег в основу современного морского флота страны.
Тимофей Борисович Гуженко – легендарное имя в современной истории морского флота. Он родился в семье сельского кузнеца, но приемником отца не стал. С родительского благословления поступил в Одесский институт инженеров водного транспорта, где окончил эксплуатационный факультет.
Молодым специалистом, по распределению, Тимофей Борисович поступил на работу в Мурманский морской торговый порт в должности сменного механика. Шла Великая Отечественная война. Непрерывные бомбардировки вражеской авиации препятствовали приёмке грузов, прибывающих с Арктическими конвоями. Служба механизации отвечала за скорейшее восстановление разрушенных портовых механизмов. В тылу тогда было не менее трудно, чем на передовой. Гибли люди. И в середине войны Гуженко был переведён преподавателем во Владивостокский морской техникум для организации обучения матросов, кочегаров, машинистов, мотористов и радиооператоров в учебных заведениях системы трудовых резервов. Это был его первый приезд на Дальний Восток.
В послевоенное время окончил в Ленинграде Военно-морскую академию кораблестроения и вооружения им. А. Н. Крылова и приехал на Сахалин. В 1951 года Тимофей Борисович был назначен начальником Холмского морского порта, через два года переведён на должность начальника Корсаковского морского порта. А в 1955 году занял должность начальника Сахалинского морского пароходства, став самым молодым начальником морского пароходства в СССР, на тот момент отпраздновав свой 37 день рождения.
Проработав на Сахалине девять лет, Тимофей Борисович Гуженко был переведен в Москву. Это был 1960 год. А уже через 10 лет стал министром морского флота СССР.
Через три года, Тимофей Борисович вновь прибыл на Дальний Восток, но на этот раз уже в качестве почетного гостя. 27 июня 1973 года была торжественно открыта паромная переправа Ванино — Холмск. Паром-ледокол «Сахалин-1», под командованием капитана Василия Степановича Былкова, соединил берега Татарского пролива. И у жителей островного региона началась новая жизнь.
За праздниками – будни. На момент занятия Гуженко министерского кресла морской флот СССР являлся дотационной отраслью. В результате мероприятий перспективного развития, морской флот достаточно быстро стал одним из ведущих доноров народного хозяйства. В 80-х годах Министерство морского флота СССР по объёму валютных поступлений поднялось на пятое место среди почти 80 отраслевых министерств. С «легкой руки» Тимофея Борисовича прошло техническое переоснащение как флота, так и портовой инфраструктуры страны. Торговый флот СССР полностью удовлетворял потребности страны во внутренних и внешнеторговых перевозках, занимал пятое место по тоннажу в мировом торговом флоте.
В свою бытность министра особое внимание Тимофей Борисович Гуженко уделял развитию экономики Арктики и арктического судоходства, словно повторяя легендарный путь Степана Осиповича Макарова, который своими знаниями и умениями покорил неприступный Северный Ледовитый океан, создав первый в мире ледокол арктического класса «Ермак».
Заслугой же Тимофея Борисовича Гуженко стало создание мощного атомного ледокольного флота СССР. Примечательно, что к моменту назначения его министром, в стране был один опытный атомный ледокол «Ленин», а к моменту ухода Гуженко с высокого поста на пенсию, флот имел четыре действующих атомохода и ещё четыре строились на верфях.
Но по истине героическим стал его поступок по освоению Северного морского пути. В целях демонстрации руководству страны возможностей атомного флота и экспериментального подтверждения возможности расширения судоходства, Гуженко инициировал и организовал первую в мире экспедицию надводного судна на Северный полюс. Несмотря на высокую степень риска, министр лично возглавил эту экспедицию, приняв таким образом на себя всю ответственность за её возможный провал. 9 августа 1977 года министр морского флота СССР поднялся на борт атомохода «Арктика» и судно вышло из Мурманского порта. А уже через 8 дней экспедиция под командованием Тимофея Борисовича Гуженко достигла северной «верхушки планеты». Без поломок и аварий. В минимальные сроки. Успех этого похода способствовал ускоренному строительству атомного ледокольного флота, который на 100 суток ежегодно расширил период навигации в Северном Ледовитом океане. А в ряде районов Арктики позволил, опять-таки впервые в мире, открыть круглогодичную арктическую навигацию. В зону круглогодичной навигации вошли такие важнейшие арктические порты, как Дудинка, Игарка и Анадырь — места погрузки нефти в танкеры.
За свой самоотверженный труд на благо Родины и во имя развития морского флота страны Тимофею Борисовичу Гуженко, на ряду с многочисленными государственными наградами, были присвоены высокие звания: «Почётный работник морского флота» и «Почётный полярник». Имя легендарного экс-министра морского флота СССР присвоено танкеру ледового класса, построенному по заказу группы компаний «Совкомфлот», спущенному на воду в 2009 году. Тимофей Борисович был одним из основателей компании «Совкомфлот».
А годом ранее, увековечено в названии Сахалинского филиала МГУ им. адм. Г.И. Невельского. И вот уже 10 лет курсанты и студенты Сахалинского высшего морского училища им. Т.Б. Гуженко чтут его память и закладывают опыт работы и жизни легендарного современника в фундамент своей будущей профессиональный карьеры.
Использован фотоархив Интернет-ресурса.